суббота, 23 мая 2020 г.

Урок русского языка в 5Б классе 27.05.

Тема урока "Орфографический практикум"

Ребята, выполните задания из карточек. Выполнение задания по желанию))))
Фото выполненного задания отправьте на эл.почту hohlovaolga287@mail.ru
Карточка № 1
«О—Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
а) с гласной о после шипящих и ц в окончаниях существительных;
б) с гласной е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Переселенцем, плащом, матчем, смерчем, пловцом, владельцем, беглецом, грачом, работницей, мельницей, стрижом, сторожем, ершом, лисицей, певцом, дворцом, бойцов, горцев, гвардейцев, крышей.
Задание 2.
Графически объясните выбор гласной (о или е) после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных.
Поговорить с врачом, с больным сердцем, к блестящему наряду, с опытным пловцом, перед огромным дворцом, за старой мельницей, следить за матчем, отдыхать за рубежом, угощать борщом.
Задание 3. Образуйте от полных прилагательных краткие и запишите | словосочетание.
Тощий щенок, могучий орел, трескучий мороз, похожий портфель, пахучий цветок, колючий шиповник, горячий кофе, хороший обед, жгучий перец.


Карточка № 2
«Правописание падежных окончаний прилагательных»
Задание 1. Выделите окончание в прилагательных.
Березовые дрова, пчелиным воском, дорожную пыль, с отборной пшеницей, с беззаботным смехом, о пасмурной погоде, о приезжем музыканте, с большим успехом, навстречу яркому весеннему солнцу, нет свободного времени.
Задание 2. Выпишите прилагательные в две колонки:
а) в окончании прилагательных пишется о после шипящих;
б)в окончаниях прилагательных пишется е после шипящих.
У небольшого озера, свежей зеленью, пахучего шиповника, по скрипучей лестнице, свежей краской, к лучшему другу, на горячем песке, с хорошей песней, с хорошим товарищем, по весеннему лесу, в последнем постановлении, в колючем кустарнике, с колючими шипами.
Задание 3. Графически объясните написание кратких прилагательных сосновой на шипящую.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч! (А. Пушкин)
Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов на нем разбросаны букеты. (Суриков)
Всем ты, Ёж, хорош да пригож... (Н. Снегирев)
Карточка № 3

«Буквы Е и И в корнях с чередованием»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
а) с гласной е в корне;
б) с гласной и в корне.
Убирать, уберу, выстилать, выстелю, сжег, сжигать, растираюсь, растереться, выберу, выбирать, замереть, замирать, блестящий, блистать, вычитать, вычитание, вычесть, поджигать, разжег, забирать, заберу, разжигать, выжег, опереться, настеленный, настилать, вымирают, натираю, подберу.

Задание 2. Графически объясните написание е—и в корнях с чередованием.
Растереть желтки, застилать постель, обжигающее пламя, быстро соберусь, слагать песни, постоянно придираться, набираться ума, касаться вопроса, набирать номер телефона, удирать со всех ног, настилать полы, опираться на перила, замереть от восхищения.
Задание 3. Распределите слова в два столбика:
а) с буквой ё после шипящих в корне;
б) с буквой о после шипящих в корне.
Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.




Карточка
О—Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
Задания
  1. Выделите в словах неизменяемые приставки.
  2. Выделите орфограмму «Буквы о, е после шипящих в окончании».
  3. Найдите в тексте слово, употребленное в переносном значении.

Весна движется медленно. Озерко ещё не растаяло. Орех расцветает, но ещё не пылят над рощей жёлтой пыльцой его серёжки.
Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега слежалая, серая. Недалеко от себя я разглядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с чёрными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп. Он поднялся на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.
Потом прибавился ещё и ещё. Когда вальдшнеп пролетал вдоль опушки, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков. С этими осиновыми листиками он казался бородачом.

Карточка № 5

«Буквы Е и И в окончаниях имен существительных»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
а) с окончанием -е в предложном падеже;
б) с окончанием  в предложном падеже.
Думать о музее, театре, школе; побывать в санатории, ошибки в сочинении, встреча в гимназии, жить на Кавказе, говорить о решении, сидеть на скамье, выступить на собрании, жить в Рязани, ждать на почте.
Задание 2. Графически объясните выбор гласной в окончании, укажите падеж существительного.
Сообщить о постановке пьесы, присутствовать при беседе с участницей экспедиции, читать на веранде гостиницы, встретиться на лекции в музее, отдыхать в санатории, послать письмо Марии, нет свободного времени.



Карточка № 6
«Буквы ё-о после шипящих в корне слова, и-ы после ц»
Задание 1.Графически объясните выбор и—ы после ц (выделите корень, суффикс, окончание)
Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация, душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыплёнок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.

Задание 2. Распределите слова в два столбика:

а) с буквой ё после шипящих в корне;
б) с буквой о после шипящих в корне.
Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.
Задание 3. Вставьте пропущенные и –ы после ц
  1. Акац..я, панц…рь, нарц…сс, сигнализац..я, дикц…я, делегац..я, конференция, традиц…я, ц..ркуль, ц..тировать, ц..рк, ц..рковой, коллекц…я, ц…клон, ц…клоп, ц..трусовые, ц..нк, ц..пленок, ц..плята, ц..ганский, ц…фра, экспедиц…я.


Комментариев нет:

Отправить комментарий